Паша и Лена (pashalena) wrote,
Паша и Лена
pashalena

#ОсеньВИране, ч. 3: великий древний Персеполис

В этой части заметок об Иране мы расскажем о древнеперсидском городе Персеполисе. Приглашаем под кат любителей археологии и красивых видов! А также всех, кто не помнит ничего из учебника древней истории за пятый класс, как мы до посещения этой древности.



В Шираз мы приехали поздним вечером. В Иране нет booking.com (точнее, почти нет: доступны только несколько дорогих отелей в Тегеране), а долго заранее переписываться с отелями не хотелось. Поэтому после приезда нам пришлось полчасика погулять по главной улице, уточняя доступность номеров.

В итоге мы сняли номер за 2 400 рублей на троих, удобства в номере, завтрак включён. Удобства, кстати, на любой вкус: есть азиатская дырка в полу, есть европейский унитаз. То, что в одном номере живут два мальчика и одна девочка, никаких вопросов в строгой исламской республике не вызвало во время всей нашей поездки. Видимо, вопросы будут только для местных, у путешественников нет пола :)

Сразу после заселения отправились перекусить. По старой доброй традиции нас ждал один фастфуд :) Отменный фалафель готовили прямо на улице — давали булку с котлетками, а начинку можно было выбрать самому.





Утром отправились в турфирму. В Иране удобно обращаться в турфирму по поводу билетов и экскурсий: переплата минимальная, а все услуги и всю информацию можно получить в одном окне. Из их офиса ушли с билетами на автобус на следующий день в Бушир и купленной экскурсией с гидом в Персеполис на день текущий.



Экскурсия в Персеполис стоила нам целых 65$ и включала в себя трансфер на машине гида (50 км в один конец) и долгую прогулку по древнему городу. Входные билеты в стоимость тура не входили, их мы купили в кассе на входе за 200 000 риалов (400 рублей). Дороговато, но Персеполис того стоит.



В Иране очень несправедливые цены на входные билеты: все достопримечательности от ничем не выдающейся мечети и маленького музейчика до крупных мечетей и великого Персеполиса стоят одинаково — 400 рублей в переводе на наши деньги. Дороговато будет для этой не самой богатой азиатской страны.

Кратчайшая историческая справка:
Персеполис, как можете догадаться, в переводе означает «город персов» — крупнейший для своего времени (VI-V в. до н.э.) город Древней Персии. Был столицей империи Ахеменидов (династия персидских царей). Царь Дарий I перенёс сюда столицу из Пасаргадов (город, который находится в 70 км от Шираза). В 330 году до н.э. Персеполис был захвачен Александром Македонским и разрушен пожаром. С тех пор город потерял своё значение, был покинут и исчез с лица земли. Обнаружили его только спустя века уже в наше время, Персеполис сегодня — достопримечательность номер один во всём Иране.

После исламской революции аятолаа Хомейни задумал было сравнять эту древность с лицом земли (дескать, это история царского, а не исламского Ирана), но затем, слава богу, передумал. А то занял бы место на скамье позора рядом с бойцами ИГИЛ, которые недавно взорвали древний храм на территории Сирии из списка наследия Юнеско.

По лестнице с невысокими ступеньками поднимаемся в развалины древнего города. Ступеньки такие пологие, чтобы в Персеполис беспрепятственно могли попасть подданные в нарядных одеждах и скот, который они преподносили правителю.



На входе нас встречают ассирийские фигуры крылатых быков с человеческими лицами. Сами лица плохо сохранились, так как были расстреляны или разрушены неизвестными.



Вид спереди. Здесь мы видим сфинксов с коровьими мордами.



Место, как видите, очень популярно у туристов.



Размеры древнего города впечатляют.



Чтобы экскурсия была полноценной, нужно включать воображение, представляя, как тут раньше кипела жизнь.



Дары в Персеполис подносили люди разных национальностей, о чём свидетельствуют отличающиеся друг от друга профили на барельефах. Посмотрите, какие разные носы :)



В этом помещении была сокровищница империи, можно только пытаться представить, сколько здесь хранилось богатств.



У истории много загадок. Этот барельеф зачем-то был перенесён в сторону от самого центра города и с него исчезло лицо царя Ксеркса. На троне сидит Дарий I Великий, тот самый, который сделал Персеполис столицей, первая фигура справа принадлежит Ксерксу. Быть может, конъюнктура изменилась :).



Кстати, Ксеркс в современной массовой культуре известен благодаря голливудскому фильму 2006 года «300 спартанцев», в центре сюжета которого лежит противостояние спартанского коллектива из 300 человек с многотысячной персидской армией.

Ещё одна загадка. Здесь древние творцы сложили камни для новой скульптуры, но что-то помешало им закончить. Может, Македонский?



Царь на троне. Над царём заметен символ зороастризма, о котором мы уже писали в заметке про Йезд.



Под палящим солнцем поднимаемся ещё выше. На возвышении около города древняя гробница.



Чудо, как столько всего сохранилось спустя двадцать пять веков истории, пусть и в виде развалин. В древние времена город окружали цветущие сады и леса, но потом вода ушла глубже под землю, и вокруг воцарилась пустыня.



Панорама на память. Кликните, чтобы смотреть в полном размере.



Лучшее место для селфи, считает наш друг Иван. Лучший момент для панорамы, считает Лена. Лучший момент чтобы пошутить, когда пишешь текст, полагает Паша :). Фото кликабельно.



Гарем Ксеркса. Это реконструкция, конечно же, дереву не удалось бы пережить столько веков. Здесь хорошо видно устройство крыши. Крыши всех дворцов строились по такому же принципу.



Лев был символом Персии и был на флаге страны в течение двух тысячелетий, вплоть до исламской революции 1979 года. Лев символизирует власть и силу, корова — символ деятельности и плодородия. Мудрость, которую знали цари древней Персии: слишком сильная власть снижает продуктивность. Интересно, наш царь в курсе?



На барельефе ниже показано подношение даров царю. Как рассказал нам экскурсовод, по облику подносящих очевидно, что это свободные люди. На них нет кандалов, некотороые вооружены.



А здесь дары подносят лица с монголоидными чертами.



А вот как выглядит сбоку сама лестница с барельефами дары приносящих.



Древняя клинопись.



Изначально барельефы были сделаны из чёрного камня, но с течением времени камень побелел.



Грифоны украшали капители колонн главного зала дворца, называемого Ападаной. Зал использовался для торжественных царских приёмов.



Высота колонн зала Ападана была аж 24 метра, современная попытка водрузить грифонов на их историческое место на вершине колонн провалилась, в результате горе-реставраторы лишили грифонов лап. Трудно представить, какими технологиями владели древние персы, чтобы поднять на высоту шестиэтажного дома и надёжно закрепить тяжеленные скульптуры.



Быков также водружали на высоченные колонны без современных механизмов.



Как они это делали двадцать пять веков назад, как? На фото, кстати, неполная высота колонн, верхняя часть уже отломлена её величеством историей.



Дворцы строили по 6-7 лет огромными трудовыми коллективами. Барельефы на дворце как будто сошли с картинок учебника истории пятого класса. Для нас до сих пор большая загадка, почему древнюю историю в школе изучают в таких ранних классах, когда она кажется неинтересной. Неужели только из-за хронологии?



Кажется, фрагмент этой мозаики был в одиннадцатом параграфе.



Вдалеке за дымкой — безжизненные горы.



Персеполис обязателен к посещению. Гиды могут рассказывать много лишнего, бесконечно погружая вас в ненужные и интересные только профессионалу археологии и истории детали, но не дайте себя запутать и потерять самое главное ощущение: эти развалины чертовски древние и уже принадлежат вечности. Этот город был отстроен так давно, как будто это история другой цивилизации с другой планеты, едва ли имеющей к нам какое-либо отношение, кроме того факта, что мы живём в одной Вселенной.

Далее мы проследовали к древнему скальному некрополю персидских царей, Накше-Рустаму. Это название ошибочно, уже в исламские времена про древних царей Персии благополучно забыли и приписали гробницы герою легенд Рустаму.



Размеры впечатляют. Как нам показалось, огромное расстояние до «входа» в некрополи создаёт должную недоступность для простого люда и подчёркивает божественную сущность царей.



Ну не могут здесь покоиться простые смертные.



Эта лесенка, видимо, для археологов.



А это знаменитый барельеф царя Ардашира, правившего в более поздние времена, уже в начале нашей эры, и ставшего первым шахом новой династии Сасанидов.



Ещё одна панорама (становится полноразмерной после клика).



Одно время бытовала версия, что это зороастрийский храм, но сейчас считается, что в этот некрополь клали тела умерших, чтобы их могли съесть животные и птицы. Дело в том, что зороастрийцы не считали правильным осквернять землю гниющими трупами.



Около входа в некрополь — дорогущее по иранским меркам кафе-мороженое, а на парковке мучают верблюда, в том числе туристами.



Читайте завтра о наших приключениях в знаменитом городе Ширазе.

Предыдущие посты о поездке в Иран:
бонус-трек: Иран — особенности национального каучсёрфинга
ч. 1: прилёт в Иран и первый вечер в Йезде
ч. 2: Йезд — город посреди пустыни

Прочитать о других наших путешествиях можно по ссылке
Следите за нашими обновлениями в соцсетях: Vkontakte | Facebook
Подписывайтесь на нас в Instagram: Pasha | Lena

Tags: Иран, ОсеньВИране, Персеполис, Шираз
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments