Паша и Лена (pashalena) wrote,
Паша и Лена
pashalena

Путешествие в Норвегию, часть 9, бонус-трек: Териберка

В предыдущий день мы посетили Нордкап и заночевали у норвежско-российской границы.

Немногие знают, что Норвегия граничит с Россией. Граница стран проходит по крайнему северу и имеет протяжённость около 200 км (другая малоизвестная граница России с Северной Кореей, но она составляет всего 17 км). Норвежские пограничники даже не посмотрели наши автомобили, обошлись паспортным контролем. В общей сложности обе границы были пройдены минут за 15, не больше.

Родина традиционно встретила ремонтом дороги. Уже не в первый раз мывидим километры снятого асфальта у границ, специально они это делают, что ли?

Примерно через 50 км после границы шоссе преграждает шлагбаум, нужно остановиться и показать солдату паспорт. Солдат берёт паспорт, не глядя на тебя. открывает, затем закрывает и отдаёт обратно :)

Пока ехали по Мурманску, отметили два момента на дорогах: полное отсутствие разметки, даже на шоссе шесть полос, и ямочный ремонт, заключающийся в закидывании ям кирпичом.

В Мурманске мы заселились в гостиницу, помылись, поспали, решили, что мы можем побаловать себя и отправились вохотничий ресторан «Царская охота». В ресторане Паша отведал стейк лося с пюре в брусничном соусе.

Друзей потянуло на русскую еду. и на закуску они взяли селёдочку.

Хороший ресторан, очень рекомендую. Прекрасный сервис и отлично готовят дичь.

На следующее утро мы отправились в Териберку (ударение на «и»). Териберка находится в 200 км северо-восточнее Мурманска. Лес пропадает вскоре за Мурманском, далее идёт лесотундра. Едем сначала на восток, потом дорога поворачивает на север, асфальт сменяет грунтовка и начинается заснеженная и заболоченная тундра.

Первый раз в Териберке мы были в 2013 году. С тех пор вышел фильм «Левиафан», рассказывающий о жизни в селе, и поездки сюда стали популярны среди северных туристов. По дороге в тундре появилось два арт-объекта, расположенные рядом:

ДПС-ник на лыжах

и ДПС-ник в машине.

Когда въехали в Териберку, встретили очень пьяного парня за рулём, который поздравил нас с Днём победы (было уже 10 мая, но мы не стали его расстраивать). Работника ГИБДД тут днём с огнём не сыщешь, можно ездить в любых состояниях.

Териберка выглядит примерно так.

Первое впечатление – ужас-ужас-ужас!

Это не результат поисков видов помрачнее, это обычное фото этого поселения. Между прочим, это один из самых приличных дворов Териберки, где мы решили припарковать машины на время прогулки.

Забрав с собой из машин всё ценное (мало ли что), отправились гулять на берег моря. По дороге встретили местного жителя Валентина, который рассказал нам много интересного о жизни тут. Повстречали мы его аккурат проходя большую стихийную свалку, тянущуюся метров на 200 вдоль берега.

На вопрос, почему нельзя собраться всем поселением и убрать мусор, Валентин сказал, что власть у нас говно. Про правдивость фильма «Левиафан» сказал, что там «всё враньё, в жизни всё намного хуже». На вопрос про рыбу ответил, что все рыбацкие хозяйства распались, в Мурманске едят заграничную рыбу. Сами рыбаки, такие, как он, эту непонятную путассу есть не будут, они предпочитают браконьерить и ловить лососёвых.

Тут мог бы быть рыбацкий домик.

Идём дальше по побережью. Небо прояснилось, камни, как на другой планете. Понятно, почему такая красота вызывает летом настоящее паломничество. По словам Валерия, летом сюда по сто машин приезжает.

В одном месте можно даже с комфортом подойти и потрогать воду Баренцева моря. Надо сказать, это большая редкость для русских северных морей, обычно на берегу сплошняком лежат огромные валуны, не подойти, а здесь при желании можно даже искупаться!

Но кто будет тут купаться? Даже жарким летом вода прогревается немногим более 10°С. Позже удалось узнать, что туристы всё-таки неоднократно тут купались :)

Идём дальше по дороге вдоль берега. С правой стороны от дороги — тундра, камни и старый сгнивший военный забор с остатками колючей проволоки.

С левой — горное озеро с цветочками на берегу.

Позже на дороге появился снег. Кстати, снега в Териберке бывает много, а вот морозов сильных не бывает из-за близости Гольфстрима (точнее течения, которое является продолжением Гольфстрима). Баренцево море частично не замерзает (как раз та его часть, что омывается течением). Но, как рассказал нам местный житель Валерий, погода зимой жуткая, очень сильные ветра.

Преодолев небольшой снежный перевал, доходим до Териберкского водопада: вода с гор стекает в озеро, из озера течёт ручей, бурно обрушивающийся с гранитных скал в Баренцево море. Очень красиво, обязательно сюда дойдите, если будете в Териберке.

Возвращаемся в посёлок. На фоне великолепной природы он вселяет уныние.

Проходим гаражи, перед воротами которых привязаны злые, постоянно лающие собаки.

Это не заброшка, это жилой дом Териберки. Въезжать в такой двор нужно с осторожностью.

И тут тоже живут люди.

Когда мы были в Териберке в первый раз, мы были шокированы, увидев, как живут люди. Погуляв второй раз по городу, нам показалось, что в целом ничего трагического в Териберке нет, просто огромная неустроенность жизни, тяжелый климат и безработица. Был бы городок такой в Средней полосе, никто бы про него даже не узнал.

Подумаешь, лодка сгнила.

Издалека деталей невидно, при хорошей погоде пейзаж кажется симпатичным. Вода, небо и облака у нас одни с норвежцами.

Если проехать мимо кладбища, можно добраться до пляжа. На пляже нет ничего и никого.

Пока, Териберка!

На обратном пути фотографируемся на фоне пласта снега.

На соседней скале «левиафановские» туристы подбадривают.

По пути в Мурманск проезжаем рыбацкую деревню, состоящую из плотно прижатых друг к другу бедных хижин. Пушкин называл такие «приют убогого чухонца». Это единственное место, где есть люди за 200 км дороги между Териберкой и Мурманском.

На следующий день мы проехались по Терскому берегу Белого моря и посетили деревни поморов.

Все отчёты, посвящённые поездке в Норвегию и на Русский Север:

Часть 12: Устюжна и деревни Тверской области
Часть 13: бонус-трек: интересные факты о Норвегии
Часть 14: бонус-трек: как выжить в Норвегии бюджетному путешественнику

Прочитать о других наших путешествиях можно по ссылке
Мы в соцсетях: Vkontakte | Facebook
Мы в Instagram: Pasha | Lena
Tags: автопутешествие, левиафан, териберка, тундра