Паша и Лена (pashalena) wrote,
Паша и Лена
pashalena

Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде

Наше железнодорожное путешествие из Москвы в Таиланд стартовало 5 января с четырёхдневного переезда на поезде Москва — Улан-Удэ. Для полноты эмоций мы взяли билеты в плацкартный вагон. Пишем эти строки за несколько часов до прибытия в финальную точку и уже можем констатировать: мы выжили. И не просто выжили, но и достойно провели время.

Перед поездкой у нас в головах было очень много мифов о длительной поездке на поезде. Но, как это часто бывает, в жизни всё оказалось совсем не так, как до этого рассказывали нам путешественники и мы читали на форумах. Ниже мы развенчаем несколько распространённых мифов о железнодорожном марафоне.



1. Люди будут постоянно меняться. За четыре дня поезд проезжает и останавливается в множестве маленьких местечек и крупных городов. В среднем остановка происходит раз в час или два. В центрах регионов поезд стоит по 30-40 минут, можно выйти прогуляться по перрону, а на небольших станциях остановки составляют по паре минут, в течение которых выходящие должны десантироваться, а новые пассажиры — шустро метнуться по перрону до искомого вагона и ворваться в поезд.



Ну так вот, примерно треть нашего вагона едет на расстояния даже бОльшие, чем мы. Взять хотя бы соседей по плацкартному «купе»: бабушка с внучкой едут из Москвы в Читинскую область (ездили на поезде к дяде в Тамбов, а теперь возвращаются домой) — без малого пять дней пути в один конец. Мужчина с верхней полки напротив нас сел в Екатеринбурге и будет ехать шесть дней почти до конца маршрута поезда, до далёкой Амурской области. Конечно, миграция между городами, находящимися на расстоянии 500-1000 км друг от друга также присутствует (например, между соседними Новосибирском и Красноярском), но она не массовая. Кстати, в нашем вагоне до Владика никто не ехал. Полный переезд Москва — Владивосток занимает семь дней, за это время поезд проезжает 9 300 км.

2. Пассажиры будут беспробудно бухать, особенно на Урале и в Сибири. Очаг напряжения образовался только один раз: несколько мужиков пили водку, доливая её прямо в чай (в открытую в поезде уже давно никто не пьёт). Трапеза закончилась громким ведением бесед и приставанием к пассажирам, но затем пришла проводница и сообщила, что если услышит ещё хоть один звук или жалобу от пассажиров, то позовёт наряд поездной полиции и всех шумящих ссадят на ближайшей станции, передадут в местное отделение, а билеты аннулируют. После чего мужики мгновенно замолкли, разошлись по койкам и через полчаса коллектив уже дружно храпел.



3. Все будут постоянно есть вонючую еду: варёную холодную курочку, яйца, а на завтрак, обед и ужин весь поезд будет дружно заваривать дошираки. По факту еда особенно не воняла, курицы ни у кого не было, копчёную рыбу в замкнутом пространстве никто не ел, а бич-пакеты если и заваривали, то не все сразу и не каждый приём пищи. Про то, что из еды стоит взять в длительную поездку, читайте на этой неделе в нашем блоге.

4. Не мыться четыре дня невозможно. В интернете есть сведения, что каждый поезд Владивосток — Москва оборудован душем. Так вот, можем сказать про наш поезд (номера 100/99): никаких душевых кабин в нём нет. Наши гигиенические процедуры заключались в ежедневном обтирании мокрым полотенцем, смене нижнего белья, а также умыванию и чистке зубов. Пригодился и сухой шампунь :) В душ, конечно, хочется, и это первое, что мы сделаем, когда ступим на земную твердь, но какого-то ужаса по поводу чистоты мы не испытали. Возможно, летом этот пункт может быть критичным из-за супержары в некондиционируемых вагонах.

5. Время будет тянуться бесконечно долго. В наблюдениях за бытом других пассажиров и устройстве своего, чтении электронных книг, прослушивании музыки и аудиокниг, а также ведении онлайн-хроники событий в наших группах ВКонтакте и Фейсбуке и в инстаграмах время пролетело незаметно.



6. Мы умрём от скуки. Конечно, смотреть в окошко на Россию часто было проблематично: даже в светлое время суток окно нещадно потело и никакие протирания не помогали. Но постоянные прогулки по перрону и даже немного по городам на крупных станциях, посиделки за чайником чая в вагоне-ресторане и беседы с попутчиками помогли скоротать время.



7. После Урала полвагона будут составлять зеки и разные лихие ребята (информация из интернета). На деле за Уралом и в Сибири публика сильно упростилась (например, красноярский «десант» сильно пах перегаром, а на Урале сел мужик в драных носках, штанах и в футболке в крови), но никаких блатных песен, клубов по тюремным интересам или наездов на нас не было. С нами в купе ехал мужик, который клал в чашку по несколько пакетиков чая и долго-долго их настаивал, но является ли это привычкой «чефирить» из колонии, мы не знаем. Когда Паша выдернул чужой заряжающийся телефон из розетки (хозяина не было поблизости), чтобы полчаса позаряжать свой, а затем поставить на место, тут же объявился владелец аппарата и назвал Пашу «фраерком». Опять же, лексика не из консерватории, но кто знает, где так принято разговаривать.

8. Виды из окна поезда будут – загляденье! Никаких гор и степей мы из окна не видели, а все 5 000 км от Москвы до Улан-Удэ наблюдали заснеженный лес, состоящий из берёзок и ёлок, редкие деревеньки с похожими деревянными домами, дымом из труб и тарелками Триколор-ТВ и полустаночками с автобусными остановками. Разве что в Иркутской области пейзаж изменился: появились холмы, а дорога стала извилистой, из-за чего поезд сильно покачивало.



9. В Сибири нас ждут трескучие морозы. Тут и оправдалось, и нет. Морозы в Сибири и правда есть, на станциях, где мы по 30-40 минут нагуливали было и минус 20, и минус 30, но какой-то аномалии нет ни в поведении жителей этих городов (ходят как ни в чём не бывало), ни даже по личным ощущениям (ну да, холодно, но даже прогуляться реально). Мороз воспринимается вполне себе терпимо, если одеться по сезону, а солнце и отсутствие ветра добавляют комфорта. Особняком шла Тюмень, где сильно мело при минус 25: подобная погода для размеренных прогулок не подходит.



10. В вагоне-ресторане будут сидеть большие и шумные компании. На деле там почти никого не было, несколько раз мы были единственными клиентами. Пассажиры едут на поезде несколько дней вместо нескольких часов на самолёте не от хорошей жизни, а из желания сэкономить несколько тысяч рублей, поэтому едой бюджетно закупаются заранее, и в дороге денег не тратят.



11. В туалете всегда будет накурено, ведь в тамбуре курить нельзя, а длительные остановки бывают всего несколько раз в день. В реальности в туалетах никто не курил, а на станциях за полчаса заядлые курильщики успевали выкурить несколько сигарет, чтобы накуриться до следующей. Кстати, курить на перроне также нельзя, но полиция курильщиков не преследует, закрывая на нарушение глаза.

12. На каждой мало-мальской станции поезд будет атаковать ватага бабушек с пирожками и домашней едой. Торговок видели всего пару раз, покупки делали в небольших магазинчиках, которые на главных станциях расположены прямо на перронах.



13. Большая социальная активность пассажиров. Почти всё время пути пассажиры спят: утром и вечером, ночью и даже днём, спят по двадцать часов в сутки, а в перерывах между засыпами пьют чай, заваривают дошираки, гадают сканворды. Книжек почти никто не читает и кино не смотрит. Несколько человек играли в карты, нарды и шашки.



14. Через несколько суток и в вагоне, и в туалете будет нестерпимо вонять. Туалет убирают несколько раз в день (даже кладут почти прозрачную и шероховатую туалетную бумагу, такие же бумажные полотенца и мыло), а в вагоне моют полы и проводят минимальную влажную уборку. В общем, пахло не сильно. Хотя розами, конечно же, пятьдесят четыре человека в одном вагоне не благоухают.



15. Никаких проблем с окнами не будет. Пришла беда откуда не ждали :) По окнам постоянно текли капли и иногда капали прямо на подушку и на голову спящего на нижней полке Паши (Лена в нашей паре спит на верхней, любит «высоту»). Текло и по стене, причём на голову спящего капало примерно раз в полчаса, напоминая известную пытку, только в замедленном действии. Окна обложили салфетками, но мера эта временная: салфетки набирают влагу, а затем всё равно начинают пропускать её дальше. Решить проблему невозможно, одна дама даже начальнику поезда жаловалась, да всё бестолку. А у Паши за четыре ночи появилась новая привычка спать на краю подушки и не класть под неё руку.



16. Отсутствие интернета в дороге. На форумах писали, что интернет в Сибири есть только в крупных городах, между которыми ничего не ловит. По факту форумчане несколько преувеличили: в глухой тайге никакой связи нет, но когда проезжаем хотя бы небольшой городок, интернет появляется и даже 4G, бывает, ловит.



17. Сборный миф про национальный состав вагона. В интернете писали, что во время езды по Сибири половину вагона будут составлять китайцы, киргизы, буряты и прочие азиатские народы. Оказалось же, что и по Уралу, и по Сибири с нами ехали в основном русские, правда, ближе к Иркутской области в вагоне появилось несколько пассажиров с узким разрезом глаз.



18. Проблема с зарядкой гаджетов. В вагоне есть всего несколько розеток, а желающих зарядиться множество. Но при должном терпении можно поймать момент, когда розетка свободна и подойти со своим телефоном. Многие пассажиры оставляют свои смартфоны в тамбуре у туалета и уходят, но мы так не делали, а одевались в куртку (в тамбуре прохладно) и караулили свои девайсы. И не только потому, что боялись кражи, но и по моральным соображениям, а то оставишь телефон и уйдёшь на четыре часа, а так сколько выстоял – столько зарядил :) А вот заряжать ноутбуки и использовать тройники, на которые мы очень рассчитывали, не удалось: ноуты запрещено заряжать официально, а тройник запретила использовать проводница.



19. Проводник — если и не очень лёгкая и приятная, то не самая тяжёлая в мире профессия. На поезде Москва —Владивосток в каждом вагоне работают сменяющие друг друга две проводницы. Семь дней они едут туда, семь дней обратно, а потом две недели отдыхают. В отличие от поезда Москва — Санкт-Петербург, где достаточно разместить пассажиров вечером и налить им чаю утром, а никаких уборок не предвидится, во «всероссийском» поезде большое число остановок в любое время суток, где входят и выходят десятки пассажиров. Поезд нужно поддерживать в чистоте, а на стоянках помимо проверки билетов в обязанности проводницы входит очистка от снега тамбура и откалывание ломом ледяных отложений с подвижного состава вагона. Так что несколько раз в день проводник превращается в дворника! А ещё бывают пассажиры со сложными характерами, вечно кричащие дети, откинувшиеся зеки и любители выпить до белочки. В общем, низко кланяемся проводникам и проводницам за их тяжёлый труд.



20. Тотальная неустроенность быта в поезде. Хотя двухместным изолированным номером со шкафом наша верхняя и нижняя полки за время поездки и не стали, быт удалось обустроить неплохо – всему было своё место, всё, что нужно, лежало под рукой.



Хотите когда-нибудь повторить наш плацкартный опыт? Тогда поспешите: РЖД проводит последовательную политику вытеснения коммунальных вагонов. Одной из мер служит повышение цен на билеты (на маршруте Москва — Улан-Удэ, например, в 2016 году билеты стоили 4 500 рублей, а в 2017 — уже 6 800 рублей). Впрочем, сильно можете не торопиться, по данным того же РЖД, у них 80% пассажиров ездят именно плацкартом и пересадить всю эту бюджетную армию в более дорогое и непривычное им купе будет весьма непросто.


Читайте на этой неделе наш материал с лайфхаками о том, что взять с собой в длинное путешествие на поезде и как с максимальным удобством организовать своё пребывание в вагоне.


Все посты путешествия «На поезде в Таиланд»:
[проезжаем Россию и Монголию -->]1. Москва-Улан-Удэ: Четверо суток в плацкарте, или 20 мифов о долгой поездке на поезде
2. Как выжить в плацкартном вагоне
3. Тест 10 бичпакетов между Москвой и Улан-Удэ
4. Улан-Удэ — буряты, буддизм, буузы
5. Ненавязчивый сервис монгольских железных дорог
6. Улан-Батор: от юрт до небоскрёбов
7. Улан-Батор: Чингисхан, монгольский рынок и сумо
8. 39 фактов и наблюдений из Монголии
9. На перекладных из Улан-Батора в Пекин

[проезжаем Китай -->]10. Открываем Китай: заблоченный интернет, первая встреча с китайцами и неприличный отель
11. Пекин: чуть-чуть Азии, чуть-чуть Европы и много Китая
12. Пекин: китайский дерибас, хутуны и уличная физкультура
13. Сидячий ад: 21 час в жёстком вагоне из Пекина в Гуанчжоу
14. Горести и радости китайского интернета
15. Пекинское метро: будущее уже наступило
16. Знакомьтесь, отель по-азиатски
17. Гуанчжоу — прощание с куртками, еда для инопланетян и небоскрёбы
18. Гуанчжоу — новогоднее столпотворение, красные труселя и чудо-метро
19. Зоопарк Гуанчжоу
20. Китайский «Сапсан», или реабилитируем китайскую ж/д
21. Наньнин – this is not Miami
22. Наблюдения с планеты Китай

[проезжаем Вьетнам -->]23. На поезде в Таиланд: едем целый месяц!
24. Наньнин — Ханой: инспектируем китайские и вьетнамские электрички
25. Ханой: теперь мы знаем, где начинается Юго-Восточная Азия


Все посты блога


Подписывайтесь на обновления в соцсетях:
ВКонтакте Facebook Instagram Паши Instagram Лены Twitter YouTube

Tags: НаПоездеВТаиланд, РЖД, Россия-Монголия, железная дорога
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О нас и наших путешествиях

    Всем привет и добро пожаловать! Мы — Паша и Лена. Мы оставили уютные офисы ради путешествий. Этот блог о том, как живут люди в разных городах и…

  • Побег от зимы + наш новый телеграм-канал

    Уф, до нашего нового путешествия - в Италию - осталось всего два дня! В связи с этим очень ждём ваших советов и рекомендаций: где погулять и куда…

  • Главное, чем удивил Хельсинки

    Девушка, у которой мы ночевали в Хельсинки, утром невозмутимо выкатила свой велосипед под буйную непогоду, привычно накинула дождевик и знай себе…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 476 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Купил, что либо у проводника, кофе или лотерейные билеты - и кури в тамбуре всю дорогу.
В нашем поезде точно не проканало бы. На таких длинных маршрутах дисциплина железная :)

soullaway

1 year ago

sharanskay

1 year ago

soullaway

1 year ago

sharanskay

1 year ago

Алина Монгол

1 year ago

tourist0515

1 year ago

fiorano74

1 year ago

swordfish_77

1 year ago

Anonymous

1 year ago

wersus42204

1 year ago

alex_197

1 year ago

Deleted comment

Anonymous

1 year ago

Мифы из 80-х откопали что ли? ))
Откопали свежие мифы %)

mesier

1 year ago

LEON DENIS

1 year ago

Anonymous

1 year ago

После Улан-Удэ - осторожнее со спиртным. Возможна Шамбала.
Шамбала ближе к Новосибу и Красноярску

apollo_musaget

1 year ago

sandy_sky

1 year ago

dfedbees

1 year ago

Anonymous

1 year ago

apollo_musaget

1 year ago

"Пассажиры едут на поезде несколько дней вместо нескольких часов на самолёте не от хорошей жизни" миф же. А вообще забавно читать.
Думаешь от хорошей жизни недельку в темноте и жаре едут? :) И это в свои каникулы, между прочим.

andrew_rewsr

1 year ago

shortyless

1 year ago

sekerin

1 year ago

soullaway

1 year ago

Alexander Zorin

1 year ago

Anonymous

1 year ago

Alexander Zorin

1 year ago

efritt

1 year ago

Anonymous

January 9 2017, 06:55:38 UTC 1 year ago

ездили втроем из Челябинска до Улан-Удэ (2,5 дня),
1. четвертый попутчик менялся 4 раза (что туда, что обратно)
2. бухающих не было, были бешеные орущие дети, на которых плевали их родители
4. не мыться-самое тяжелое. и очередь в туалет - в любое время
6. да, скучно
8. зря это вы. ближе к Байкалу начинается природа-загляденье(может вы ночью проехали эту красоту?)
12. бабушки - атаковали
К сожалению, ехали вечером. Зимой вообще почти всегда вечер и мало чего в окно видно.

omonkrivomazov

1 year ago

wannabeamug

1 year ago

bakem

1 year ago

Anonymous

1 year ago

Deleted comment

>когда мы объяснили что сиденье превращается в спальное место - он окончательно офигел
ржу))

khathi

1 year ago

catalek

1 year ago

khathi

1 year ago

pashalena

1 year ago

Deleted comment

pashalena

1 year ago

Кстати, курить на перроне также нельзя, но полиция курильщиков не преследует, закрывая на нарушение глаза.

И это миф. В запрещении курить на перронах специально оговорено, что это касается только перронов, принимающих исключительно поезда пригородного сообщения.
Курить нельзя в общественных местах, кроме специально оборудованных для курения.

gyrates

1 year ago

i_crust

1 year ago

Anonymous

1 year ago

ms_sh

January 9 2017, 09:45:02 UTC 1 year ago Edited:  January 9 2017, 09:45:16 UTC

Почти каждое лето ездила в детстве 4 суток в поезде на дальний восток, ничего не изменилось.
А чем объясняется запрет на заряд ноутбука?))

Anonymous

January 9 2017, 11:30:44 UTC 1 year ago

Ноутбук при зарядке потребляет довольно большой ток. Для эл. системы старых вагонов такая доп. нагрузка может быть небезопасна. Если напр. воткнуть сразу 2-3 - а за этим не уследишь.

ms_sh

1 year ago

snowcat8

1 year ago

hrenov_drummer

1 year ago

shuriken_ru

1 year ago

hrenov_drummer

1 year ago

shuriken_ru

1 year ago

hrenov_drummer

1 year ago

shuriken_ru

1 year ago

andrewtishkin

1 year ago

dona_rita

1 year ago

bbv2612beta

1 year ago

khathi

1 year ago

pashalena

1 year ago

bbv2612beta

1 year ago

shlakoblock

1 year ago

bbv2612beta

1 year ago

i4p

1 year ago

shuriken_ru

1 year ago

pashalena

1 year ago

shuriken_ru

1 year ago

andrewtishkin

1 year ago

khathi

1 year ago

Алина Монгол

1 year ago

khathi

1 year ago

Alexander Zorin

1 year ago

syntepon

1 year ago

"...Кстати, курить на перроне также нельзя, но полиция курильщиков не преследует, закрывая на нарушение глаза..."

Курить нельзя только на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении.

Ст. 12 ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

На платформах поездов дальнего следования курение не запрещено. Полиция от того никого и не гоняла.
а вы на электричках не ездите, что-ли? По всему Подмосковью на платформах курят. Есть даже мусорки с решёткой для тушения сигарет. Не знал даже, что запрещено.

shaman_bruho

1 year ago

Deleted comment

shaman_bruho

1 year ago

Deleted comment

blabla62

January 9 2017, 11:36:30 UTC 1 year ago Edited:  January 9 2017, 11:41:12 UTC

3. Все будут постоянно есть вонючую еду: …

Так оно и есть. Ездил в поездах бесчётное количество раз, с 1963 по 2014. И люкс, Москва - Киев; и СВ, Москва -Кишинёв; и купе, Москва, Киев, Красноярск. Но больше всего, конечно, поездилось в плацкарте, особенно после 1992.


А в остальном, написанное -- реально вполне.
Че прям в люксе и св жрали свое?

blabla62

1 year ago

curonian

1 year ago

Всегда только поездом еду - отдельное удовольствие.
Обязательно надо находить общий язык с проводником. Купить какой-нибудь сувенир, за 300 рублёв, побеседовать, очаровать. Воздастся сторицей :)
А я 88 дембельнулся так там не тока с проводницей общий ....,о были времена,но секаса в ссср не было.

bbv2612beta

1 year ago

wannabeamug

1 year ago

e_strannik

10 months ago

gsvg88

10 months ago

e_strannik

10 months ago

Авиационное сообщение в России должно быть доступным!
Ехать в плацкарте 2 и более суток это просто издевательство над людьми.
Чушь же. Это приятное времяпрепровождение.

fireredd

1 year ago

pashalena

1 year ago

soullaway

1 year ago

chernyij

1 year ago

pashalena

1 year ago

chernyij

1 year ago

pashalena

1 year ago

chernyij

1 year ago

pashalena

1 year ago

bubobubo

1 year ago

soullaway

1 year ago

bbv2612beta

1 year ago

Есть usb-шные тройники. Т.е. вилка одна, но не три розетки, а три usb-разъема. Не должны такое-то запрещать.
Там советские тётушки, они особо не разбираются, сразу банят :)

bbv2612beta

1 year ago

wannabeamug

1 year ago

gsvg88

1 year ago

shortyless

1 year ago

По мне, если уж путешествовать из условной Москвы в условный Владивосток, то поездной романтике предпочту самолетную. Разница в цене компенсируется тем, что не надо покупать питание и обустраивать быт на неделю, и время тоже вполне себе ресурс.
Пост почитала и картинки посмотрела с интересом.
Спасибо за интересный рассказ про поездную романтику и прагматику, наблюдения и лайфхаки :)
Вам спасибо, заходите ещё в гости )

visoko_visoko

1 year ago

pashalena

1 year ago

pashalena

1 year ago

bbv2612beta

1 year ago

pashalena

1 year ago

Anonymous

1 year ago

еще раз есть желание повторить?))
Завтра выезжаем из Улан-Удэ в Улан-Батор. Далее тест монгольских железных дорог. Следите за обновлениями )
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →